Культура

Выставка «Лики Гоголя» из собраний Государственного историко-художественного и литературного музея-Абрамцево

Compressed file

7 февраля 2019 года в Российском центре науки и культуры в Гданьске открылась выставка «Лики Гоголя», посвященная 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Выставка организована Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево».

Великая русская литература. XIX век задал загадку Пушкина. Ещё — загадку Толстого, загадку Достоевского. Наверное, нет загадки более трудной, чем загадка Гоголя. Поколения исследователей пытаются разгадать её, объяснить — в чём тайна власти гения над душами и воображением читателей? В чём его сила? Но есть и ещё отчаянные люди — художники — иллюстраторы произведений Гоголя. Ведь он едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель! Хотя сам объявлял себя противником иллюстрации.

Ведущий научный сотрудник музея Светлана Волкова рассказала, что «в нашей выставке есть интрига: через лики Гоголя мы предлагаем посмотреть на его произведения, ибо любое творчество — автопортретно (портретно в данном случае). Портреты писателя создают некое поле образа его творчества. Выставка приурочена к 210-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). В неё вошли факсимильные копии произведений П. М. Боклевского, В. Е. Маковского, В. М. Васнецова, В. А. Серова, А. И. Кравченко, Д. И. Митрохина, К. И. Рудакова, Н. В. Кузьмина, В. Н. Горяева, С. А. Алимова из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».

Во времена Гоголя Абрамцево было поместьем, усадьбой, находящейся в полусотне вёрст от Москвы. Он приезжал сюда в 1848 и в 1851 годах к своему другу, владельцу усадьбы, прекрасному русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Здесь Гоголь читал первую главу 2-го тома «Мёртвых душ». Позже, уже после внезапной смерти Гоголя в 1852 году, Аксаков написал очерк «История моего знакомства с Гоголем», откуда мы почерпнули бесценную информацию живого восприятия писателя его незаурядным современником.

Если же вернуться к книгам Гоголя, то в них постоянно присутствует сам рассказчик, повествователь. Мощная лирическая наполненность гоголевской прозы не может быть понята без его голоса. Он вбирает в себя муки и страдания, восторги и радости мира, он сочувствует и горюет, смеётся и издевается, наблюдая людскую жизнь. Это остро почувствовал Виталий Николаевич Горяев, художник второй половины XX века. Иллюстрируя в начале 1970-х годов «Петербургские повести» и «Мёртвые души», он в центр художественного мира Гоголя поставил его портреты. Движение характера автора, выраженное в психологическом состоянии портретов, отвечало драматургии иллюстративных серий и усиливало её.

Гостями лекции-презентации стали учащиеся XIX Общеобразовательного лицея г.Гданьска, которые изучают русский язык. После лекции была проведена викторина на знание произведений Н.В. Гоголя и показан художественный фильм по его произведениям.

Compressed file
Викторина на знание произведений Н.В. Гоголя